Печать страницы

Статистика обращений граждан в общественную приемную

Санкт-Петербургская палата недвижимости отчиталась о работе недавно созданной общественной приемной по защите прав потребителей в сфере недвижимости. За месяц юристы СПН проконсультировали около 100 граждан. И составили рейтинг самых острых вопросов, волнующих клиентов рынка.
Итоги работы приемной специалисты подвели на пресс-клубе Санкт-Петербургской палаты недвижимости (СПН), который состоялся в рамках выставки-семинара «Жилищный проект» 28 октября. Организатором «Жилпроекта» выступает «Бюллетень Недвижимости».
На заседании выступил депутат Законодательного собрания Петербурга Анатолий Костерев. Он поддержал идею создания бесплатной общественной приемной и пообещал оказывать ей всяческую информационную поддержку.
«Общественная приемная особенно важна для старшего поколения людей, которые фактически выросли в другом государстве и никогда не занимались повышением своей правовой грамотности», — отметил Анатолий Костерев.
Как отметил президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости Дмитрий Щегельский, бесплатные консультации помогают не только снизить риски потребителей и повысить прозрачность рынка. Благодаря им также реализуется принцип обратной связи, когда профессионалы заблаговременно узнают о проблемах и потребностях горожан.
По словам руководителя общественной приемной, директора юридической компании Smart Lawyers Company Николая Атеняева, проблемы потребителей пока удается успешно решать в досудебном порядке. Это очень важно, так как суды отнимают у людей время и силы, а в итоге даже положительное решение на практике оказывается трудно исполнимым.
Николай Атеняев также рассказал, с какими вопросами люди чаще всего обращаются в общественную приемную. Первое место занимают проблемы, связанные с покупкой жилья на первичном рынке, — двойные и тройные продажи, увеличение стоимости квадратного метра после заключения договора, низкое качество строительства.
«Проблемы на первичном рынке жилья, действительно, есть. Из 230 строек каждая десятая, по-прежнему, заморожена. Кроме того, действующий на рынке ФЗ №214 на самом деле плохо защищает дольщиков. То, что компания работает по этому закону, еще не гарантирует успешного завершения строительства», — констатировал председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости Павел Созинов.
Проблемы возникают у граждан и из-за частных маклеров. Как рассказала директор агентства недвижимости «АмирА-Н» Анастасия Казанская, недавно к ней обратился агент одной известной компании, который заявил, что не будет проводить сделку через фирму. Другие агенты, участвовавшие в этой сделке-цепочке, так же хотели работать в обход фирмы. «Я была в шоке и отказалась иметь дело с такими специалистами. Мало того, что они фактически крадут деньги у своего агентства, так еще и ставят под удар потребителя, который может лишиться своей собственности», — говорит Анастасия Казанская.
По словам Николая Атеняева, при заключении договора с агентством проблемы у людей возникают гораздо реже. «Да, некоторые посетители общественной приемной имели конфликт с агентствами, но чаще всего виноваты были они сами. Например, фирма качественно выполнила некоторую часть работ, а клиент вдруг передумал и не хочет оплатить сделанное», — объяснил юрист. Впрочем, агентства могли бы избежать подобных ситуаций, если бы подробнее прописывали в договорах оказываемые услуги и оформляли промежуточные акты о выполненных работах, считает Николай Атеняев.
Как считает директор компании «Агентство «Норд» Ольга Балаева, благодаря общественной приемной люди, наконец, приучаться обращаться за помощью к юристам вместо того, чтобы полагаться на свой скромный опыт. Она отметила, что на рынке есть такие клиенты, которые прочитав несколько статей в журналах, пытаются сами учить агента, как надо работать. В результате сделка затягивается, приходится выполнять много лишних процедур.
С ней согласился директор агентства недвижимости «Алгоритм» Виталий Староверов: «Хотя информации о том, как проводить сделку, в СМИ много, я бы не советовал людям полагаться на собственные силы. Рынок сейчас сложный, большинство сделок – это цепочки, где задействованы ипотечные кредиты, государственные жилищные программы. Максимум, что может клиент – это самостоятельно найти покупателя или продавца, но саму сделку нужно обязательно доверить профессионалам».