• Николай
  • 1 мин. чтения
  • Статьи

Без паники: 6 шагов для сохранения бизнеса в период эпидемии коронавируса

Распространение коронавируса уже оказывает значительное влияние на глобальную экономику и отражается на компаниях в самых разных отраслях. В период стремительного развития заболевания даже при закрытых границах можно предпринять ряд простых и понятных шагов, чтобы сохранить свое место на рынке. «Сфера» собрала рекомендации международных аудиторских и консалтинговых компаний.

1. Создайте команду экстренного реагирования

Этот совет дает компаниям Deloitte – мера обеспечит оперативное принятие решений в сложившихся условиях. Безусловно, такое решение подходит, прежде всего, для крупных фирм, однако и небольшим компаниям стоит позаботиться о назначении сотрудников для кризисного управления.

«Для определения состава команды необходимо оценить сильные профессиональные стороны ее членов и при необходимости привлечь специалистов с учетом специфики деятельности компании и отдельного региона», – рекомендуют специалисты Deloitte.

2. Позаботьтесь о своих сотрудниках

В период эпидемии именно работодатели становятся ключевым источником важных новостей и заботы о сотрудниках. В разных странах мира компании принимают кардинальные меры – переводят коллектив на домашнюю работу, организуют транспортировку в офисы при необходимости, контролируют ситуацию с охраной труда и здоровья работников.

Вот ключевые меры, которые стоит предпринять:

  • продумайте, есть ли возможность перевести сотрудников на удаленную работу или создать оптимально гибкий график работы;
  • позаботьтесь об уборке и дизенфекции офиса, если компания продолжает работу в обычном режиме;
  • уведомляйте сотрудников о необходимых мерах безопасности в период эпидемии – например, с помощью рассылки;
  • контролируйте состояние здоровья сотрудников (и помните об обеспечении конфиденциальности информации);
  • в случае перевода на удаленную работу обеспечьте доступ сотрудников к необходимым материалам и документам.

«Вопросы безопасности и благополучия работников приобрели особую важность. Люди ожидают инструкций от работодателей, общественных и политических деятелей. Открытый и прозрачный диалог поможет снизить всеобщее напряжение, повысить сплоченность и обеспечить в результате нормальное функционирование бизнеса», – рекомендуют специалисты E&Y.

3. Оцените риски

Внезапная перестройка может оказать значительное влияние на эффективность бизнеса. В связи с этим необходимо быстро оценить новые риски и при необходимости пересмотреть стратегию, воспользоваться возникающими возможностями и минимизировать нагрузку на бизнес.

Вот что можно сделать в сложившихся условиях:

  • Оцените все аспекты работы компании – от аренды помещений до взаимодействия с клиентами. На изменения придется реагировать максимально быстро. «Компаниям необходимо отслеживать признаки роста прямых затрат и рентабельность, чтобы при необходимости быстро начать переговоры по пересмотру договоров. Те, кто не отреагирует вовремя или не сможет пересмотреть договоренности, могут столкнуться с финансовыми проблемами, грозящими долгосрочными последствиями», – отмечают представители E&Y.
  • Проверьте свой бизнес-план на устойчивость при различных сценариях развития событий. От негативного до позитивного прогноза – следует четко продумать не только действия, но и способность оперировать в разных ситуациях. 
  • Проанализируйте расходы – тщательная проверка трат позволит найти не только потенциальные финансовые уязвимости, но и статьи расходов, которые можно безболезненно сократить.

4. Общайтесь с клиентами

В критических ситуациях открытость и способность взаимодействовать с клиентами являются важнейшими факторами в сохранении бизнеса. «Важно стабилизировать цепочки поставок и самосознание сотрудников и внешних партнеров, а также оптимизировать систему управления распространением информации и обслуживания клиентов во избежание формирования негативного общественного мнения по причине совершения небрежных или непоследовательных действий», – отмечают в Deloitte.

Что можно сделать:

  • Выбирайте транспарентность в работе с клиентами (и с сотрудниками) – расскажите, какие меры вы предпринимаете в текущей ситуации, что вы можете предложить в данный момент.
  • Относитесь к клиентам с пониманием – в пугающей обстановке место разуму часто уступают эмоции. Важно помнить, что в коммуникации ключевую роль играет позитивное отношение к собеседнику и умение посмотреть на ситуацию его глазами.
  • Продумайте меры поддержки для клиентов. Они должны быть не только привлекательными, но и полезными, предупреждают в Deloitte, поскольку часть предложений могут воспринять как попытку нажиться на беде.

5. Сосредоточьтесь на планировании и текущей обстановке

Учитывая риски, сделайте акцент на планировании. При этом в ситуации неопределенности необходимо постоянно держать руку на пульсе и отслеживать выгоды и преимущества, которыми можно воспользоваться.

«Компаниям необходимо отслеживать, какие меры поддержки принимаются на государственном уровне и какие из них могут принести максимальные преимущества с учетом специфики бизнеса. Программы государственной поддержки могут отличаться в зависимости от отрасли и страны. Необходимо выявить и проанализировать все имеющиеся возможности, чтобы понять, какие из них принесут наибольшую пользу для организации», – считают эксперты E&Y.

6. Настройтесь на эффективность

Тяжелые экономические времена – это не повод концентрироваться только на сегодняшнем дне. Стоит задуматься и о плюсах: например, такая ситуация позволит создать хороший план и грамотную систему управления для будущих кризисов. Необходимость перехода на удаленную работу, возможно, покажет потенциальные пробелы в IT-секторе компании и позволит устранить их в короткие сроки, а вынужденная разобщенность научит коллектив оперировать в сложных условиях. 

Независимо от того, как сложится ситуация в мире и в России, главное – вынести из нее правильные уроки.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest