1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон № 248-ФЗ, который лег в основу большой реформы регуляторной составляющей государства и муниципальных образований. Какие новшества в муниципальном контроле в скором времени произойдут в стране, рассказал советник в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации Алексей Пахомов.
Виды муниципального контроля и его правовое регулирование
Принятый 31 июля 2020 года Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» устанавливает в стране три вида надзора: федеральный государственный, региональный государственный и муниципальный контроль. Как считает советник в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации, эксперт Минэкономразвития России Алексей Пахомов, одна из основных проблем осуществления муниципального надзора в России – отсутствие перечня видов муниципального контроля.
«Их регулирование находится в разных законодательных актах, часто в отраслевых. В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть только некоторые виды муниципального контроля, при этом их правовое регулирование до конца не понятно. Поэтому перед разработчиками реформы контрольно-надзорной деятельности стояла задача создать систему, когда все виды контроля, в том числе муниципального, будут как для правоприменителей, так и для органов власти понятными», – говорит Алексей Пахомов.
Изначально существовала идея создания некоего перечня муниципального и регионального контроля, который должен был быть приложением к новому федеральному закону, но от этой задумки отказались. Сейчас, рассказывает эксперт, уже ведется разработка закона-спутника, которым должен будет упорядочить все виды надзора, которые осуществляются и будут осуществляться в стране с 1 июля 2021 года.
Федеральный закон № 248 также предусматривает введение реестра видов государственного и муниципального контроля, оператором которого выступит Министерство экономического развития. По мнению Алексея Пахомова, реестр позволит создать системный взгляд на муниципальный контроль в стране, так как будет содержать не только информацию о его видах, но и об органах муниципального контроля и их полномочиях.
Еще одно крайне важное нововведение, на которое обращает внимание эксперт, – положение о том, что если на территории муниципального образования нет объекта контроля, то такой вид надзора может не осуществляться. «При подготовке законодательных актов, связанных с реформой, это был один из ключевых запросов муниципального сообщества. Органы местного самоуправления часто вынуждены организовывать и принимать нормативные акты, регламенты о деятельности, связанные с теми видами контроля, которые в муниципальном образовании фактически не осуществляются», – объясняет Алексей Пахомов.
Правовое регулирование муниципального контроля тоже претерпело существенные изменения. Новый закон устанавливает, что до 1 июля 2021 года также должны быть приняты федеральный закон о видах контроля и постановление правительства об общих требованиях к региональному и муниципальному контролю. Помимо этого, до 1 января 2022 года каждым представительным органом муниципальных образований должно быть принято положение о виде муниципального контроля. После этого удастся получить полную картину, связанную с регулированием всех видов государственного и муниципального надзора, считает эксперт.
Алексей Пахомов указывает на еще одно новшество в законе – в нем нет упоминания административных регламентов, которые на сегодняшний день применяются при организации муниципального контроля. С 1 июля 2021 года данный акт на муниципальном уровне больше приниматься не будет.
Проведение муниципального контроля: профилактические и надзорные мероприятия
В новой реформе особую роль играет профилактика. В обновленной регуляторной политике она будет находиться в большем приоритете, чем контрольно-надзорные мероприятия, подчеркивает лектор. В самом законе профилактические мероприятия даны общим перечнем. Однако для лучшего понимания Алексей Пахомов разделяет их на две группы: публично-профилактические мероприятия и индивидуально-профилактические.
Публично-профилактических мероприятий только два – это информирование и обобщение правоприменительной практики. Индивидуально-профилактические мероприятия эксперт делит на меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование и профилактический визит.
Закон устанавливает, что некоторые виды профилактических мероприятий должны проводиться в обязательном порядке. Так, для органов местного самоуправления такими мероприятиями будут информирование и консультирование. При этом один из важнейших принципов профилактики, подчеркивает Алексей Пахомов, – добровольность. Даже если это профилактический визит и он обязателен, контролируемое лицо всегда может от него отказаться, объясняет советник.
Ключевое место в новом федеральном законодательстве заняло понятие контрольно-надзорных мероприятий. Они разделяются на контрольно-надзорные мероприятия с взаимодействием и без него. Первый тип уже знаком органам местного самоуправления и органам муниципального контроля, он включает:
- контрольную закупку;
- мониторинговую закупку;
- выборочный контроль;
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарную проверку;
- выездную проверку.
В числе новых мероприятий – инспекционный визит. «Это мини-проверка, когда орган муниципального контроля выезжает в течение одного рабочего дня без уведомления контролируемого лица и осуществляет какую-то небольшую проверку обязательных требований», – поясняет Алексей Пахомов.
Непривычным может также стать новый вид контрольной закупки, которая была разделена на собственно контрольную закупку и мониторинговую. Отличие в том, что мониторинг – проверка качества товаров, а контрольная закупка – проверка правильности осуществления сделки. «Новшество нового закона – контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия. Их два: наблюдение за соблюдением и выездные обследования. Суть их в том, что органы контроля могут осуществлять сбор информации о деятельности контролируемых лиц, не предупреждая их об этом. Эту информацию органы контроля могут брать из разных источников, в том числе из информационных систем, информации, предоставленной самими контролируемыми лицами. По итогу контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия лицо не может привлекаться к ответственности, но последствием может быть возбуждение и назначение иного мероприятия, в том числе со взаимодействием», – говорит советник. Он также напоминает, что конкретные виды контрольно-надзорных мероприятий устанавливаются в «Положении о виде контроля», которое принимается органами местного самоуправления самостоятельно.
Другое нововведение Федерального закона № 248 – понятие контрольно-надзорного действия. Им может быть осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор образцов, инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент. Именно из этих действий будут формироваться контрольно-надзорные мероприятия. «Например, проверка осуществляется при наборе всего перечня контрольно-надзорных действий. А выездное обследование допускает только осмотр и инструментальное обследование», – объясняет эксперт.
Какова специфика деятельности должностных лиц? Что разрешается делать инспектору при рейдовом осмотре и иных мероприятиях и как защитить свои права, если инспектор превысил свои полномочия? Подробности – в лекции Алексея Пахомова «Муниципальный контроль в новом федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в российской федерации»: особенности концепции».
Источник изображения: rawpixel.com – www.freepik.com