В суд или ФАС? Как правильно защищать свой бренд

Защитить свой бренд можно двумя способами: через суд или антимонопольную службу, рассказал адвокат, заместитель руководителя практики разрешения споров юридической компании PATENTUS Максим Волков. Специалист рассмотрел все «за» и «против» обоих подходов, а также дал обобщенную инструкцию для тех, кто готов отстаивать свои интересы.

Что защищать?

Как отметил Максим Волков в рамках вебинара на площадке Legal Academy, в первую очередь стоит прояснить, что такое товарный знак и упаковка товара. Разность смежных понятий во многом определяет способ защиты.

Так, товарный знак всегда регистрируется, и защита распространяется, в том числе, на товары и услуги, для которых он зарегистрирован. Есть несколько способов защиты исключительных прав на товарный знак:

  • обращение с иском в суд о прекращении нарушения и о взыскании компенсации
  • заявление о нарушении закона о защите конкуренции в части использования тождественного или сходного до степени смешения обозначения с товарным знаком

Отстаивать права бренда можно по внешнему виду, упаковке, этикетке и фирменному стилю товара. В этом случае защита строится в рамках закона о защите конкуренции, тогда как товарный знак можно защитить и через Гражданский кодекс. При этом важно учитывать степень переработки конкурентом заимствованного объекта.

 «Если речь идет об авторском праве, то нужно установить переработку. Если речь про товарный знак – установить сходство до степени смешения. Если речь идет об упаковке, то имитацию», – отмечает эксперт.

Суд vs антимонопольная служба

Если правообладатель идет в суд, чтобы защитить бренд, он может попробовать взыскать с конкурента компенсацию, размер которой порой доходи до миллиардов рублей. Параллельно у заявителя есть возможность добиться запрета выпуска продукции или полного ее уничтожения. В суд необходимо обращаться по месту нахождения нарушителя, а в случае негативного исхода истец в праве рассчитывать на апелляцию или кассацию. В целом процесс в суде достаточно контролируемый и предполагает состязательность.

Через обращение в антимонопольную службу производитель может рассчитывать только на взыскание убытков. «Те, кто сталкивался с убытками, понимает, что сначала нужно доказать их наличие, причинно-следственную связь…Это бывает достаточно сложно», – добавляет Максим Волков.

Суд проходит по схеме претензия — иск — апелляция — кассация — судебные расходы —исполнительный лист — исполнительное производство. В антимонопольной службе начинается с заявления, после идет возбуждение дела, а также его оспаривание — рассмотрение в ФАС — иск об оспаривании решения ФАС — апелляция — кассация — убытки.

Еще один нюанс: антимонопольная служба освобождает правообладателя от доказывания того, что есть нарушения со стороны конкурента, тогда как в суде необходимо доказать вину ответчика.

Два слова о рекламе

Часто конкуренты могут использовать товарный знак правообладателя в качестве ключевого слова или контекстной рекламы продукта. Эксперт отмечает, что первый случай не является нарушением исключительных прав, а второй – да.

 

 

 

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest