В России существует около 500 научных журналов по юриспруденции, где публикуют свои работы как практикующие юристы, так и теоретики. Однако правила создания и выпуска научных статей им приходится познавать на практике, поскольку в российских вузах этим вопросам уделяют мало внимания. Как найти свою тему и описать ее, каким образом продвигать свой труд, рассказывает доктор юридических наук Дмитрий Малешин.
Понятие научной статьи
Существует масса заблуждений о том, что же такое научная работа. Для начала, подчеркивает Дмитрий Малешин, следует понимать, что это не художественная литература, не экспертное заключение, которое готовит юрист, и не аналитическая записка. Данный труд имеет сходство с научной диссертацией, у которой есть определенные параметры.
«Научная статья – это диссертация в миниатюре, поэтому все ее признаки характерны и для научного материала. Их три: первый – наличие крупной проблемы, второй – ее актуальность, третий – оригинальность методов, которыми автор пытается решить задачу»
Этапы написания научных статей
У научной работы несколько этапов написания:
- Выбор темы. Не стоит брать то, что уже описано множество раз. Лучше взять другую, не менее актуальную проблему. Однако она должна быть интересной самому автору. Затем следует хорошо подумать над заголовком научного материала. «Это достаточно важная часть, потому что от заголовка зависит дальнейшая жизнь статьи. Правила при его формулировке следующие: краткость – не более 10, в идеале 3-5 слов, емкость и простота, информативность, а также заметность. Заголовок нельзя делать скучным, он должен цеплять аудиторию», – говорит Дмитрий Малешин.
- Определение целевой аудитории. Автор должен понять, для кого он пишет – для теоретиков или практиков, для российских или зарубежных коллег. «Правильное определение целевой аудитории диктует буквально все: что вы будете писать, какие аргументы станете использовать, какие источники вам понадобятся. Понятно, что практикам не будет сильно интересно перечисление каких-то доктринальных вопросов. И наоборот, теоретикам мало интересна практика применения какой-нибудь небольшой нормы права», – рассказывает Дмитрий Малешин.
- Подготовка аннотации и выбор ключевых слов статьи, которые должны отражать ее суть. Это в будущем позволит аудитории выбрать для прочтения именно этот материал. Аннотация должна содержать гипотезу, аргументы и выводы. При этом, отмечает специалист, они должны быть краткими, без подробностей.
- Создание структуры статьи, которая включает введение, основную часть и вывод. Однако соблюдать эту последовательность не стоит.
- Подбор данных. В ходе работы автору необходимы определенные эмпирические данные, взятые из законодательства, научных источников, российской и зарубежной судебной практики. При этом важно использовать не один, а комплекс исследовательских методов. «Самый распространенный метод в юридических исследованиях – это анализ законодательства. В 90 % случаях руководствуются только им. Однако это не верно. Существует масса других вариантов: анализ догмы, сравнительно-правовой анализ, историко-правовой, социально-культурный, психологический и так далее», – говорит Дмитрий Малешин.
Когда основная часть материала готова, можно приступить к введению и выводам. В конечном счете, должна получиться следующая схема: выдвижение гипотезы, ее доказательство и результат.
Как продвигать научную статью
Анализ восьми тысяч научных журналов мира показал, что только 300 из них дают 50% всех цитирований, отмечает Дмитрий Малешин. Такие данные говорят о необходимости правильно выбрать издание. Помочь в этом могут:
- журнальный рейтинг SCImago, который индексирует научные СМИ по их важности, престижности и цитируемости;
- Российская национальная база данных научного цитирования (РИНЦ);
- две крупнейшие библиографические и реферативные базы данных – Scopus и Web of Science.
«Лучше задуматься о выборе редакции еще на этапе написания научной статьи, поскольку существуют издания, публикации в которых не учитываются высшими учебными заведениями. В связи с этим даже появились списки недобросовестных журналов», – объясняет Дмитрий Малешин.
Так, существует международный лист недобросовестных научных СМИ – Jeffrey Beall’s List, на данный момент он насчитывает порядка 900 журналов. В России некорректную редакционную политику можно проверить через интернет-проект «Диссеропедия».