Написано много статей, прекрасных книг, научных работ и методической литературы по теме профессионального подбора персонала. Задача этой статьи — очень кратко изложить основную суть процесса, не теряя главного.
После 17 лет работы в крупных executive search агентствах на различных проектах по поиску уникальных специалистов мне хотелось бы напомнить всем кандидатам, что, к сожалению, мы не в силах найти работу каждому соискателю, хотя очень бы хотелось.
Мы работаем над запросами наших клиентов, где изначально определены очень жесткие требования к опыту, образованию и другим характеристикам кандидатов. Важно помнить, что клиент обращается к помощи рекрутеров/executive search консультантов в тех случаях, когда не имеет собственных ресурсов, хочет задействовать дополнительные способы поиска или не может найти нужного человека самостоятельно. Именно поэтому от нас зачастую ждут кандидатов с «перламутровыми пуговицами».
Наша первая задача состоит в том, чтобы найти кандидатов в различных источниках и проанализировать соответствие их резюме формальным требованиям вакансии.
Время — это самый важный и невозобновимый ресурс, работодатели не хотят тратить его на встречи с неперспективными кандидатами. Поэтому если ваше резюме не «зацепит» читателя сразу, то, скорее всего, вы не попадете в воронку отбора. Чтобы иметь возможность выбирать из нескольких работодателей и получить интересную и высокооплачиваемую работу, имеет смысл осознанно и внимательно подойти к подготовке своего резюме. Отличное резюме должно быть структурированным, информативным и запоминающимся.
Каким должно быть идеальное резюме?
- Опыт работы, пожалуй, является ключевым фильтром при отборе кандидатов. При этом в первую очередь работодатели обращают внимание на последнее место работы и должность. Подробно опишите ваш опыт, не ограничивайтесь перечислением должностей. Презентуйте не только обязанности, но и достижения, конкретные проекты, воплощенные вами.
- Рекрутеры и работодатели обращают внимание также на общий опыт: продолжительность работы в одной компании, карьерный рост и увеличение (или изменение) уровня ответственности, соответствие названия должности выполняемым обязанностям. Если кандидат за непродолжительный срок поменял несколько мест работы, то его резюме рискует не пройти этап оценки. Это своеобразный маячок, что соискатель может так же быстро покинуть и вновь обретенную компанию, хотя бывают и исключения. Иногда в подобных ситуациях причины ухода могут быть обоснованы и не зависеть от кандидата. Например, в случае, если все последние компании, в которых работал кандидат, сокращали свое присутствие на определенной территории.
- Отраженный в вашем резюме опыт должен быть релевантен требованиям позиции, на которую вы претендуете. Поэтому внимательно изучайте вакансию перед тем, как отправить ваше резюме, и не рассылайте его всем работодателям и рекрутерам подряд, надеясь «на авось». Если вы заинтересованы в нескольких должностях в разных компаниях, потрудитесь «заточить» резюме под каждую из них.
- Опыт работы следует указывать в хронологическом порядке. Начинайте с последнего места работы и лаконично описывайте основные функции. Не забудьте кратко рассказать и о своих достижениях и ключевых проектах.
- В резюме крайне важна ясность формулировок, манера подачи информации, умение акцентировать внимание на важных моментах, лаконичность, структурированность текста, не говоря уже о грамотности и отсутствии опечаток. При составлении резюме обязательно используйте ключевые фразы, которые часто встречаются в описании вакансий. Это может быть как название должности, так и описание функциональных обязанностей: например, драфтинг документов или сопровождение сделок М&A по английскому праву.
- Также работодатели обращают внимание на образование. Для многих юридических фирм и крупных корпораций крайне важны выпускники ведущих вузов страны, таких как МГУ, МГИМО, МГЮА, ВШЭ, СПБГУ и других.
- Специализация в определенной отрасли права и/или индустрии является самым важным и определяющим фактором при поиске кандидатов. Чем узкопрофильнее нужен специалист, тем сложнее попасть в воронку, особенно на этапе сбора резюме.
- Свободное владение английским языком, а иногда двумя или тремя иностранными языками, все чаще встречается среди требований у наших заказчиков.
- Отдельно хотелось бы заострить внимание на социальных сетях. Лично я толерантна и не прибегаю к глубокому анализу профиля кандидатов в соцсетях, за исключением ситуаций, где есть такое требование от клиента. Но могу констатировать, что работодатели все чаще сами активно анализируют профиль кандидатов в соцсетях, поэтому рекомендую аккуратнее относиться к информации, которую вы там публикуете.
Как вести себя на интервью?
Во время интервью рекрутер обычно просит кандидата рассказать о себе, задает уточняющие вопросы, а затем рассказывает о вакансии и компании-клиенте.
Цель интервью – установить достоверность информации, указанной в резюме, получить подробные сведения об образовании и опыте работы, достижениях и компетенциях соискателя. Кандидату не стоит ограничиваться изложением сухих фактов, гораздо лучше сопроводить их конкретными примерами. Помимо этого, особое внимание стоит уделить наиболее интересным проектам, достижениям и мотивации. Ответить себе на вопросы: действительно ли эта вакансия и компания интересны мне, что будет решающим при принятии решения и так далее.
Секретом успешного интервью для кандидата является демонстрация открытости, доброжелательного отношения к собеседнику и уверенности в себе. Даже если сейчас по каким-то причинам он/она не подходит, рекрутер обязательно вернется к оставившему положительное впечатление кандидату с другими вакансиями, и потенциальный работодатель тоже вспомнит о нем/ней, когда появится более подходящая вакансия – в моей практике такое случалось не раз.