Современные исследования выявляют увеличивающиеся пробелы в обеспечении правосудия (justice gap). Данные тенденции наблюдаются в глобальном масштабе, включая развитые правовые системы.
Существенное снижение числа гражданских дел наблюдается в судах ФРГ, США и других ведущих юрисдикций1, и эта сложившаяся тенденция уже стала предметом научных обсуждений2. При этом растет роль механизмов разрешения споров в рамках электронных торговых платформ (Amazon, Yandex, Alibaba) или разрешения споров провайдерами платежных услуг (PayPal). Некоторые авторы и вовсе говорят о фактически нормотворческой функции частных компаний, которые оказывают услуги по разрешению споров3.
Эти системы разрешения споров не подпадают ни под одну из урегулированных систем. Все изученные платформы указывают в стандартных условиях пользования, что их решения не являются окончательными и никоим образом не влияют на право сторон обращаться в суды и коммерческие арбитражи. Несмотря на схожесть процедуры, механизмы, предлагаемые электронными торговыми площадками, не являются и формализованными процедурами онлайн разрешения споров, предусмотренными в Директивах N 2013/11/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС «Об альтернативном разрешении споров4 с участием потребителей» и Регламентом N 524/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС «Об онлайн урегулировании споров с участием потребителей».
При этом механизм разрешения споров электронными торговыми площадками и платежными операторами существенно отличается от других – известных и изученных. Так, следует отметить следующие их особенности:
- исключительная эффективность исполнения решений обеспечивается непосредственым доступом к средствам участников;
- нежелание эскалировать спор объясняется для непрофессиональных участников платформы тем, что сумма спора, как правило, очень невелика, профессиональные же участники не желают портить отношения с операторами;
- операторы торговых площадок и платежных услуг при разрешении споров между участниками преследуют лишь одну цель – развитие собственного бизнеса. Вследствие этого тенденция будет направлена на приоритизацию интересов непрофессиональных участников, в особенности потребителей, удовлетворенность которых обеспечивает развитие торговых площадок и платежных услуг. Защита потребителей, как правило, выше законодательных стандартов, в то же время имеет место рост уязвимости профессиональных участников рынка, в особенности малого и среднего бизнеса.
Следует отметить, что наблюдается создание новых норм поведения в обществе, которые могут существенно отличаться от законодательно установленных моделей. Несомненно, участники торговых отношений всегда разрешали свои споры индивидуально, и зачастую достигнутый результат был далек от законодательно предусмотренной модели. Однако операторы площадок и платежных услуг разрешают огромное количество споров единообразно, как правило, с использованием цифровых технологий и, зачастую, искуственного интеллекта. Таким образом, создается модель поведения, которая может существенно отличаться от законодательно предусмотренной (например: определение качества товара) и, вследствие намного более широкой сферы применения и эффективности, восприниматься обществом в качестве основной.
Национальные правовые системы пока никак не отреагировали на это развитие. Регулирование разрешения споров платформами пока не находится на повестке дня ЕС, который уже выдвинул несколько инициатив по регулированию деятельности электронных торговых площадок. Эффективность и доступность новых механизмов, несомненно, являются очень важными достоинствами. У участников рынка появилась реальная возможность эффективно разрешать споры, возникающие из небольших транзакций.
Недопустимо, однако, на наш взгляд, игнорировать тот факт, что электронные торговые платформы и провайдеры электронных платежей фактически создают новые нормы права, соответствие которых национальному законодательству на сегодняшний день никоим образом не контролируется. Важным элементом усиления контроля может стать возможность ускоренного и упрощенного оспаривания решений платформ и провайдеров в государственных судах. Возможен также мониторинг принимаемых решений с использованием новых технологий и выявление новых категорий дел, которые требуют пристального внимания. Таким образом, государство может вернуть свои утраченные позиции в нормотворчестве и разрешении споров, только став частью цифрового прогресса.