Сложный, на первый взгляд, термин означает комплекс мер и предписаний, направленных на достижение поставленной цели. Когда речь идет о соответствии деятельности компании требованиям антимонопольного законодательства, комплаенсом будут являться действия, позволяющие предупредить правонарушения. О чем конкретно идет речь, рассказала адвокат, член Генерального совета Ассоциации Антимонопольных Экспертов (ААЭ), председатель оргкомитета Академии ААЭ Ирина Акимова в вебинаре Legal Academy.
Цели антимонопольного комплаенса
В первую очередь это соблюдение закона компанией. Также речь идет о минимизации рисков привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного свода законов. При этом, отмечает эксперт, не нужно ставить второй пункт «во главу угла», это заведомо проигрышная позиция.
«Потому что комплаенс — это не инструмент, который используют для минимизации рисков. Минимизация является следствием его внедрения», — поясняет эксперт.
Принципы организации
- Вовлечение работников в процесс. Каждый из них должен придерживаться и разделять принципы и правила, которые компания внедрила. Только в таком случае может быть выстроена культура комплаенса.
- Активное участие начальства. Руководителям нужно, прежде всего, поверить в успех и эффективность.
- Регулярная оценка рисков. Иногда она предполагает необходимость пересматривать антимонопольную политику.
- Непрерывность функционирования. Комплаенс — живой организм, о котором нужно заботиться. Только тогда система будет работать.
- Обеспечение и проверка знаний сотрудников. Для этого, прежде всего, должен быть беспрепятственный доступ к информации. Специалисты, в свою очередь, должны оценивать, как система работает, а если какой-то риск реализовался, то необходимо установить, почему.
- Развитие. Нужно замечать недоработки и выбирать другие, наиболее удачные походы. Система должна функционировать, меняться параллельно с бизнесом.
- Ответственность. Работники и топ-менеджеры должны понимать, что они несут персональную ответственность за ненадлежащее выполнение процедур, предусмотренных политикой комплаенса.
На что нужно обратить внимание
Существуют обязательные условия для обеспечения эффективности антимонопольного комплаенса.
- Оценка рисков нарушения законодательства. Гораздо удобней делать это, когда в компании утверждена единая методика.
- Идентификация самих рисков. Для этого потребуется анализ локальных актов, а заодно способов взаимодействия с контрагентами, договоров, переписки. «На данном этапе подлежат оценке и жалобы контрагентов и конкурентов, поступившие в адрес компании и антимонопольного органа. Обязательно нужно обратить внимание и на публичные заявления, которые делаются компанией» — отмечает Ирина Акимова.
- Контроль. Обязательно должно существовать подразделение или отдельное должностное лицо, ответственное за функционирование комплаенса.
- Ознакомление сотрудников с антимонопольной политикой компании. Об использовании определенного набора методик можно рассказывать соискателю приеме на работу, а также уже нанятым сотрудникам при каких-либо внутренних изменениях.
Полезные советы
Адвокат подчеркивает, что многое решают кадры. Поэтому контроль и обучение сотрудников является главной составляющей успешной стратегии.
«Если юристов мы можем усадить за стол и рассказать им про закон «О защите конкуренции» сложносочиненными терминами, то бизнес-подразделения компании, скорее всего, эту информацию просто не воспримут» — делится опытом Ирина.
Эксперт советует пустить в ход креатив. Например, транслировать тематические мультфильмы в зоне отдыха. Сотрудник сидит и обращает внимание пусть даже на рисованный ролик, при этом у него в голове откладывается посыл, который это видео в себе несет. Также можно организовать неожиданную для кадров инсценировку проверки соблюдения антимонопольного законодательства.
Подробнее о соблюдении политики антимонопольного комплаенса — в вебинаре «Разработка и утверждение политики в рамках антимонопольного комплаенса».
Источник изображения: Сфера