Антикризисные меры Беларуси, Казахстана и Германии и их влияние на российский бизнес

Вопросы ограничительных мер, введенных в России во время первой волны пандемии, и их влияние на местный бизнес изучены экспертами уже вдоль и поперек. Однако на отечественных предпринимателей влияют не только решения российского законодателя, но и государств-партнеров. Какие меры в связи с пандемией были приняты в Беларуси, Казахстане и Германии, рассказывают международные эксперты.

Антикризисные меры в Беларуси

Республика Беларусь использовала шведскую модель для минимизации последствий пандемии. «Она не вводила специального карантина, не закрывала границы, не запрещала въезд или выезд с территории государства. Меры больше направлены на минимизацию последствий для предпринимательской сферы, субъектов хозяйствования и частных лиц», – говорит кандидат юридических наук, доцент, арбитр Международного арбитражного суда при БелТПП, арбитр Международного центра по урегулированию инвестиционных споров Елена Бабкина.

Так, первая сфера, в которой были приняты специальные меры, – внешнеэкономическая деятельность. Был введен запрет на вывоз ряда товаров (таких как лук, гречиха, гречневая крупа), а также на 100 дней были увеличены сроки завершения внешнеторговых операций, истекающих с 1 апреля по 30 июня. Как отмечает Елена Бабкина, жесткое регулирование сроков – одна из самых важных составляющих осуществления внешнеэкономической деятельности в Беларуси, и продление их на 100 дней – существенное увеличение.

Регулирование обязательственных отношений белорусским законодателем преимущественно связано с уплатой аренды и получением лицензий на выпуск определенной продукции (были сокращены сроки рассмотрения заявлений для получения лицензий на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий).

Как и во многих странах, с началом пандемии в Беларуси довольно скоро был расширен перечень категории товаров, цены на которые подлежат регулированию государством (базовые продукты питания, маски и дезинфицирующие средства). 

Существенную поддержку оказали меры, принятые в сфере налогообложения. Государство приняло решение по отсрочке, рассрочке и налоговому кредиту в отношении налогов, полностью уплачиваемых в местный бюджет по решению местных органов власти. «Эти меры не так затрагивают российский бизнес, потому что необходимо создание коммерческой организации для осуществления деятельности на территории Беларуси для иностранных лиц. Однако те ИП, которые платили единый налог и чья хозяйственная деятельность сократилась, также получили возможность перейти на другие системы налогообложения», – рассказывает Елена Бабкина.  

Еще одним важным блоком мер, затронувшим бизнес, стало регулирование кредитно-финансовой политики. Так, были дополнительно смягчены пруденциальные требования к банкам. Правительство также рекомендовало не увеличивать размер процентов за пользование кредитом для реструктуризации задолженности по кредитным договорам. Лизинговым же организациям было рекомендовано снизить финансовую нагрузку на граждан и субъектов хозяйствования.  

Антикризисные меры в Казахстане

Казахстанская экономика пережила довольно сильную встряску в период первой волны эпидемии коронавирусной инфекции. В казахстанском экспорте преобладают нефтяные продукты, а основными импортерами являются члены ЕС. В итоге важнейший экспортный продукт страны в несколько раз упал в цене, а по главному закупщику нефти, Италии, во время пандемии был нанесен сильнейший удар.

«Не зря первый президент Нурсултан Назарбаев назвал в начале марта кризис, вызванный пандемией, идеальным штормом для казахстанской экономики», – отмечает доктор права, руководитель международных проектов в Представительстве Германской экономики в Центральной Азии (Алматы) Виталий Ким.

Многие вопросы касательно регулирования рынка товаров в Казахстане были переданы в регулирующий орган Евразийского экономического союза – Евразийскую экономическую комиссию. Так что введенные меры поддержки и противодействия можно разделить на те, которые были приняты в рамках ЕАЭС, и на односторонние для защиты национальных интересов.

С 16 марта ЕАЭС освободила от ввозной таможенной пошлины товары, импортируемые для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции на территории ЕАЭС. Также был введен временный запрет на вывоз некоторых видов пищевых товаров и товаров медицинского назначения.  Правительство Казахстана в свою очередь в одностороннем порядке ввело ограничительные меры на вывоз некоторых видов стратегически важных товаров за пределы РК (такие как гречка, сахар, картофель, лук, масло).

«Национальные меры оказались неоправданными и были быстро сняты правительством, потому что товары стали скоро портиться. Упал резко спрос, не было достаточно помещений для их хранения и сборки, так что большая часть была выброшена», – рассказывает Виталий Ким. Эта ситуация продемонстрировала серьезную брешь в аграрном секторе, так что уже сейчас правительство поставило себе цель его развивать и модернизировать.  

Кроме того, был разработал общий пакет антикризисных мер. Его общая стоимость была оценена в 13 миллиардов долларов, что для Казахстана оказалось огромной суммой. Так, до конца года был введен нулевой коэффициент: к ставкам налогов на имущество юридических лиц и ИП, пострадавших от кризиса; на земельный налог по землям сельскохозяйственного назначения производителей с/х продукции; на индивидуальный подоходный налог ИП. Была произведена отсрочка всех социальных и налоговых выплат для ИП и МСБ, правительство также выделило деньги для создания около 255 тысяч рабочих мест и расширения государственных программ льготного кредитования. 

Кроме того, государство сняло отраслевые ограничения с двух ранее уже действующих национальных программ для развития бизнеса – «ДКБ – 2025» и «Экономике простых вещей». В рамках «ДКБ – 2025» был увеличен верхний порог кредита до 7 млрд тенге со сроком до 5 лет, унифицирована ставка для предпринимателей на уровне 6% и была запущена программа микрокредитования малого бизнеса по ставке не более 6%.

Для программы «Экономика простых вещей» было увеличено общее финансирование до 1 триллиона тенге со сроком погашения до 10 лет, а также расширен перечень приоритетных товаров.

Антикризисные меры в Германии

В случае с Германией восприятие пандемии с правовой точки зрения совершенно отличается. В отличие от Модельного Гражданского кодекса стран СНГ, который является основой для гражданских кодексов России, Беларуси и Казахстана, в Германии самого определения форс-мажора не дается. В ФРГ для всех субъектов предусмотрена виновная ответственность, то есть ответственность предполагается только в случае вины.

«Категория форс-мажора в основном начинает работать в случае, если подобная оговорка предусматривается в соглашении сторон и договорах. Второй случай, в которых форс-мажор используется, – просрочка. Безвиновная ответственность, например, предусматривается по срокам исковой давности, для их восстановления можно ссылаться на форс-мажор. Эта концепция также широко применяется в случае применения европейского права. Однако существует широкая правовая дискуссия межу Европейским судом справедливости и ВС ФРГ в области форс-мажорных обстоятельств», – рассказывает ассоциированный профессор Международного экономического права и сравнительного правоведения Галле-Виттенбергского Университет им. Мартина Лютера, эксперт ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, GIZ по международному коммерческому праву Азер Алиев. 

Для бизнеса был принят широкий и беспрецедентный пакет мер. Германия из профицитного бюджета в 2019 году ушла в самый большой дефицит в 2020 году для того, чтобы поддержать экономику. Среди самых важных законов: мораторий на банкротство, введенный до 30 сентября, для лиц, чья платежеспособность являлась следствием пандемии. До 30 сентября также был введен мораторий на требования по исполнению долгосрочных потребительских договоров. В отношении договоров аренды недвижимости до 30 июня вводился запрет для арендодателя расторгать договор из-за просрочки оплаты. Также предоставлялась отсрочка до 30 июня по уплате процентов и основной суммы долга по потребительским кредитам.

Кроме того, была предусмотрена срочная финансовая помощь от 9 до 15 тысяч евро малому и среднему бизнесу, а также вспомогательные кредиты, по которым 80-90% ответственности взял государственный банк Kreditanstalt für Wiederaufbau.

Все указанные меры не продлевались, а Германия уже смогла выправиться от последствий пандемии. «И все эти меры распространяются на всех иностранных инвесторов. То есть если какая-то российская компания арендует офис где-то в Берлине, она могла не оплачивать этот офис до конца июня. Все оплаты переносятся на 2022 год», – поясняет Азер Алиев.

Подробнее о том, какие правовые последствия последовали вслед за введенными мерами в Беларуси, Казахстане и Германии и как они могут повлиять на российский бизнес, – в вебинаре Елены Бабкиной, Виталия Кима и Азера Алиева.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest