Ошибки называют одной из основных причин убытков и составления исков. Избежать их практически невозможно, но можно научиться минимизировать последствия. Как это сделать, рассказывает партнер юридической фирмы Adams and Reese Люциан Т. Пера.
В своей статье «Устранение ошибок» Люциан Т. Пера отмечает, что одной из причин ошибок юристов мог стать многократно возросший темп работы. Он требует практически моментальных (и наиболее точных) ответов на запросы клиентов, не оставляя времени на проверку. Сопротивляться ошибкам можно: предупреждать клиентов о необходимости обдумать ответ, тщательно вычитывать документы, составлять список важных задач. Однако не менее важно научиться работать с последствиями ошибок.
Первые этапы решения проблемы
Первое, что рекомендует сделать автор, – обратиться за помощью. Если существует вероятность ошибки (или она уже сделана) стоит выслушать объективное мнение «третьей стороны», не поддаваясь своей гордыне. «Позовите вашего партнера, коллегу-юриста, помощника юриста, секретаря или вашего юриста по этике. Вы можете даже начать со своей второй половины. Разговор с другим человеком, пусть даже он не является юристом, заставит вас еще раз проговорить и хорошенько продумать возникший вопрос, имея при этом вторую пару ушей. С более объективной точки зрения они, скорее всего, смогут сказать, необходима ли дополнительная помощь эксперта», – объясняет Люциан Т. Пера.
Следующий шаг – продумать план действий и ответить на наиболее важные вопросы в решении ошибки. Для этого юрист рекомендует обратиться к выпуску сборника «Formal opinion» № 481, опубликованному Комитетом по этике Американской ассоциации юристов (ААЮ) в апреле 2018 года.
Шесть шагов к исправлению ошибок
- Определите, можно ли исправить ошибку, и как именно это сделать. Если речь идет о срывах срока подачи документов в суд, то возможно ничего критического не произошло – судья просто продлит срок. Однако некоторые сроки продлить невозможно. Важно определить все пути решения проблемы: от них зависит, нужно ли и насколько вовлекать в процесс клиента. «В первые минуты паники все возможные решения проблемы могут быть совершенно неочевидными. По моему опыту большинство юристов, даже в тех областях, практикой которых они занимаются, не сразу же распознают возможное решение проблемы. Именно поэтому лучшим вариантом получения помощи будет первый или второй телефонный звонок практикующему юристу, имеющему большой опыт в конкретной области права», – рассказывает Люциан Т. Пера.
- Держите клиента в курсе… в рамках разумного. Такой совет из сборника ААЮ цитирует юрист. Сообщать об ошибке необходимо, если она несет или может повлечь материальные потери для клиента. При этом, говорится в гайдлайне, о легко исправляемых ошибках, которые не несут вреда, можно умолчать. Также можно поступить в том случае, если об ошибке вы узнали уже после завершения дела. Однако специалист советует получить консультацию перед принятием решения. «Не принимайте такого решения без мнения третьего лица. В конце концов, как в случае текущих, так и в случае старых клиентов правила этики не являются единственным источником наших обязательств перед ними, и у юристов имеется фидуциарная обязанность перед клиентами, даже перед старыми клиентами», – отмечает автор статьи.
- Объясните ситуацию клиенту. «Вам необходимо сообщить клиенту достаточное количество информации, чтобы дать ему понять о том, что произошло и как это могло бы ему навредить. Именно в этот самый момент помощь другого юриста потребуется больше всего. Один практический совет: опыт учит нас тому, что во многих ситуациях с ошибками юриста, клиенты ведут себя более понимающим образом, чем сами юрист от них ожидают и даже более чутко», – рекомендует Люциан Т. Пера.
- Чем серьезнее ошибка, тем серьезнее необходимость доложить руководству. Если есть шанс, что клиент составит претензию, то своевременный доклад сыграет в дальнейшем важную роль. «Если вы принимаете решение сообщить об ошибке руководству – они могут вам помочь с дальнейшими действиями. Они могут нанять советника вам в помощь даже еще перед формированием претензии», – отмечает автор статьи.
- Определитесь, можете ли вы представлять клиента в дальнейшем. Все зависит от сложившейся ситуации – создает ли ошибка конфликт ваших с клиентом интересов, а также будет ли единым путь решения проблемы. «Совет от другого юриста в данной ситуации является бесценным. Что интересно, совет клиенту от другого юриста может быть также очень уместным. В конце концов, если вы ищете способ отказа от конфликта с клиентом, вам с трудом удастся дать такой совет самому клиенту», – подчеркивает юрист.
- Проявите осмотрительность. Даже если сам клиент хочет, чтобы вы продолжали его представлять, принимать решение стоит с осторожностью. Все зависит и от ваших интересов, и от интересов компании. При этом, напоминает Люциан Т. Пера, не забывайте посоветоваться…