Популярность споров, связанных с доменными именами, год от года только растет. Тенденция эта характерна не только для западных стран, но и для России – причем истцами в таких делах становятся и отечественные, и иностранные компании. Ведущий юрисконсульт компании «Яндекс» и автор проекта Kardamon Денис Доротенко рассказывает о статистике и географии доменных споров в российских судах.
География споров
Статистика, собранная Денисом Доротенко для базы Kardamon, охватывает период с 2008 до 2019 года. При этом речь идет только об арбитражных спорах, поэтому назвать ее полной нельзя. Однако тенденции, даже без учета сведений о разбирательствах в судах общей юрисдикции, она хорошо отражает. Согласно собранным данным, по доменным спорам иностранные истцы обращались в российский арбитраж минимум 74 раза, при этом разбирательства касались 128 доменных имен. В большинстве случаев причиной спора становились товарные знаки. Истцами при этом становились крупные международные бренды, среди них – Apple, Google, Microsoft, Samsung, Land Rover, Burger King, Hugo Boss. Лидером по числу исков в России являются, естественно, отечественные компании, из иностранцев же наибольшую активность проявили компании из США и Германии.
«Достаточно большую долю – больше половины – занимают дела истцов из России. На втором месте США: у этой страны 20 исков. Далее Германия –13 исков, и следующее место делят Италия и Швейцария – по 6 исков. Могу сказать, что дела истцов из стран Латинской, Южной Америки и из Африки не попадались, как и не были замечены представители стран Тихоокеанского региона. Правда, не исключаю, что такие дела есть или появятся в будущем», – говорит Денис Доротенко.
География доменов
Мнение, что отечественный арбитраж рассматривает исключительно зоны .ru и .рф, на деле оказывается ошибочным. География доменных зон в разбирательствах куда шире. Так, например, один из споров был инициирован японcкой компанией Fujikura по домену в зоне .su – когда-то она создавалась под Советский Союз и пользуется определенной популярностью в России. Не менее показательный пример касается интернациональной зоны первого уровня – это дело британской компании Brukvayl Faynens Limited, которая судилась в отношении домена miraxanet.com.
«Можно также вспомнить пример с итальянской компанией Giorgio Armani, которая судилась в отношении armani.com.ru или иск немецкой компании в отношении auma.msk.ru. Все это относится к примерам доменных имен третьего уровня. Поэтому смело можно говорить о том, что в России судятся не только в отношении доменов в зоне .ru или .рф, но также в отношении других региональных зон и уровней», – объясняет Денис Доротенко.
В основном иностранные истцы обращаются в Арбитражный суд города Москвы, однако одной лишь столицей не ограничиваются. Дела с их участием также рассматривают, например, Тверской, Ставропольский и Петербургский арбитражные суды.
«Мы можем говорить о том, что в российской хартии судебных дел задействовано много региональных судов от востока до запада: от Хабаровского края до Калининградской области, но при этом большая доля приходится на столичный регион», – говорит Денис Доротенко.
Статистика успеха
В основном споры для иностранных истцов заканчиваются их победой – исковые требования были частично или полностью удовлетворены в 60 делах, утверждает Денис Доротенко. При этом семь споров завершились мировыми соглашениями, а в удовлетворении требований суд отказал по пяти искам.
«Например, возьмем статистику по двум странам, которые были лидерами по количеству судебных дел в России в отношении доменных имен, – это США и Германия. Если мы посмотрим на данные по Америке, то там было 20 исков, и все они были решены в пользу истцов: 16 выиграно и в четырех случаях утверждены мировые соглашения. То есть у этой страны достаточно хорошие показатели: ни один истец из США не проиграл свое дело. Если говорить о Германии, то она отметилась 13 исками по 15 доменным именам, 10 дел выиграно истцами, по двум были заключены мировые соглашения и в одном было отказано. Другими словами, есть пример, когда ответчикам по доменным спорам удалось отстоять свою позицию, и суд принял решение в их пользу, а не в пользу истца. Но, с другой стороны, совокупный результат представителей Германии тоже достаточно хороший», – объясняет эксперт.
Занимательный факт: в совокупности иностранные истцы предъявили требования на 45 миллионов рублей, однако по всем таким делам суды присудили им менее 8 миллионов рублей. При этом минимальная затребованная сумма в таких делах составляет пять тысяч рублей, а максимальная – 5 миллионов рублей.
«Суды не связаны финансовыми аппетитами истцов. В очень многих делах они снижали размеры компенсаций, то есть их присуждали, но не в том размере, как просили истцы. Они могли сократить компенсацию в 2, 3, 5, 10 раз. Есть пример, когда суд снизил компенсацию в 100 раз. Истец требовал 5 миллионов, а получил 50 тысяч рублей. Поэтому следует отметить, что, если вы судитесь в России по доменному спору и указываете компенсацию в определенном размере, высока вероятность, что суд это требование не утвердит, и вынесет решение о меньших выплатах», – говорит Денис Доротенко.
Эксперт отмечает, что для положительного решения вопроса в пользу истца существенную роль играет наличие товарного знака. К слову, это касается не только иностранных, но и российских граждан, участвующих в подобных делах.